Природа в системе мировоззрения.

Понятие природа одно из субстанциональных категорий философии. По своему содержанию оно емкое и всеохватывающее: элементарные частицы, атомы, молекулы, свет далеких звезд, моря, реки, леса, извержения вулканов землетрясения и т. д. - это все явления и объекты природы. К природе также относится и бесконечное разнообразие живых существ на земле. Понятие природа очень близко к понятию материя, охватывающая все, даже бесконечную Вселенную.

В широком смысле слова природа – это материя и обыкновенная реальность, взятые вместе со своими разнообразными связями, отношениями, атрибутами. В несколько узком смысле слова природа- совокупность всех естественных условий необходимых для существования и развития человека и общества.

Чтобы детально выяснить смысл понятия природы, сопоставим его с противоположным ему и в то же время вместе с ним составляющим противоположность понятия культура.

Культура – это освоение в ходе практической деятельности человека предметы, видоизмененные в форму целесообразных за счет этой деятельности, в свою очередь природа – это совокупность вещей, существующих на основе объективных законов. Другими словами, культура – это измененная человеческим трудом и освоенная часть природы, в этом смысле человеческая деятельность – процесс превращения естественного в культурное, искусственное. Человек, противопоставляя себя природе посредством своей сознательной и целесообразной деятельности, остается частью огромной материи- природы, ее высоким образованием. Одно из мудрых высказываний К. Маркса подтверждает, что не только физическая, но и духовная жизнь, идеи и мир мыслей человека связаны с природой. Человек благодаря природе живет и творит. Говоря образно, природа – это тело человека. Для того, чтобы не умереть, жить и творить человек вместе с телом- природой должен находиться в более тесном соприкосновении, связи и общении. Однако природа остается не только естественным условием существования, важной областью практического общения и преобразующей деятельности, на основе этого соотношения рождаются и развиваются другие формы отношений человека и природы. Это, прежде всего осознанное отношение человека к природе, реализованное в современном обществе в форму естественных наук. Природа – интеллектуальный объект, один из важных источников наших знаний. Познание человеком природы – это естественно-научные знания, зародившиеся и развивающиеся на основе гносеологических отношений, а также естественных наук (физики, химии, биологии, астрономии, геологии и т. д. )

Во-вторых – это аксеологическо–оценочное отношение, выраженное человеком по отношению к природе посредством таких понятий, как добро, зло, красота, возвышенное, польза и т. д.

И, наконец, в третьих - это впервые в истории современного человека проникшее в область практической деятельности и с помощью производительных сил общества еще более развивающееся на виду у естественных сил чувство ответственности. Европейские и русские исследователи в один голос заявляют, что чувство ответственности за всю историю теоретического освоения природы у человека появилось лишь в 20 веке как великое достижение, а в прошлых веках якобы этого чувства у человека не было, и он не нес ответственности за красоту и великолепие природы. Исследователям, стоящим на ошибочной позиции исторического подхода к отношениям «человек- природа» можем привести строки великого Низами, который 850 лет назад уже призывал к порядку:

Эта природа - наша мать, любить ее приятно

Вслед за матерью душа ребенка окажется достойной!

Как видим, Низами призывал не только нести ответственность за природу, но и любить природу как мать, быть внимательным и честным по отношению к ней.

Таким образом, «человек», «общество» и «культура» - понятия противоположные понятию «природа» и в то же время входят в содержание этого понятия. За всю историю существования культуры человечества такое противоречивое отношение человека к природе было связано с различными позициями в области отношения человека к природе. Эти позиции можно сгруппировать следующим образом.

1) Природа по своему развитию отстает от культуры и является не правильно сформированной бессознательной действительностью. Такое отношение к природе было основано на идее о зависимости природы от человека и на позиции человека как повелителя природы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6