Нетрадиционные методы оценки функционального состояния здоровья

1. Тело здоровое до предела.

2. Тело здоровое, но не до предела.

3. Тело не здоровое, но и не больное.

4. Тело, легко воспринимающее здоровье.

5. Тело больное, но не до предела.

6. Тело больное до предела.

Из этих состояний только два последних относятся к болезни. Между двумя крайними уровнями здоровья (по Авиценне) - "телом здоровым до предела" - мы выделяем пять переходных состояний с различной степенью напряжения регуляторных систем: с нормальной, умеренной, выраженной, резко выраженной и перенапряжением. Переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение и срыв механизмов адаптации. И чем раньше будет возможным предусмотреть такой исход, тем больше вероятность сохранить здоровье. Таким образом, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма и, следовательно, управлять здоровьем. В настоящее время, при активном формировании науки о здоровье, донозологическая диагностика стала основной частью валеологии, так как обеспечивает оценку уровня здоровья при различных функциональных состояниях, разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья взрослого населения, детей и подростков школьного возраста.

В практику физического воспитания школьников внедряется система биоэкономичного психомоторного тренинга, получившая широкое применение в оздоровительной физической культуре всех слоев населения, а также в реабилитации и повышении иммунологической резистентности больных людей.

Большой научный интерес представляют исследования прогностической оценки функциональных возможностей организма спортсменов с использованием программно-аппаратного комплекса "Варикард 1.2", позволяющего на ранних стадиях выявлять процессы утомления и переутомления под воздействием тренировочных нагрузок.

Значительным преимуществом использовавшихся в исследованиях методов донозологической диагностики является их широкая разносторонняя информативность, простота использования в управлении учебно-тренировочным процессом.

[1] Коновалов В. Кризис медицины на рубеже XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N8(11). - С. 10-11.

[2] Коновалов В. Целительство: бесы XX века //Медицинские новости. - 1998г., N4(47). - С.9.

[3] Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 470-471.

[4] Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994г. – С.14.

[5] Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. - С. 21.

Перейти на страницу:
1 2