Поможет ли маркировка?

В кампанию по борьбе с трансгенными продуктами включились и общества защиты потребителей. Их главное требование заключается в том, чтобы потребитель мог делать "осознанный" выбор. Без сом­нения, потребитель должен иметь выбор. Но будет ли он в данных условиях "осознанным"? Сейчас, по требованию ЕС пищевые про­дукты, которые содержат более 0,9% генетически модифицирован­ных компонентов, должны маркироваться. Почему именно 0,9%, не 1 или 0,5 - не известно. Да и не в этом суть. Я не против того, что­бы продукты маркировались. Но станет ли выбор потребителя более "осознанным"? Боюсь, что нет. О чем может говорить потребителю простая пометка — "продукт содержит генетически модифицирован­ные компоненты"? Ни о чем. Ни о том, что в нем какой-либо но­вый белок, ни о том, что в нем дополнительные витамины, ни о том, что в нем нет аллергических или других вредных веществ. Та­кая маркировка может только отпугивать неосведомленных покупа­телей.

Почему? В начале этого года были обобщены материалы опросов жи­телей разных стран Европы, проведенные рядом организаций

Вопрос

Дали правильный ответ

("нет") в %

1. У обычных томатов гены отсутствуют, а у генетически модифицированных есть

49

2. Гены человека могут измениться вследствие питания генетически модифицированными фруктами

50

3. Генетически модифицированные овощи всегда больше обычных

43

4. Гены животных невозможно перенести в растение

49

Как видите, почти половина европейцев (а это отнюдь не самая не­вежественная часть населения Земли) считает, что у томатов нет ге­нов, а есть только у трансгенных. Ровно половина считает, что их ге­ны изменятся после того, как они съедят трансгенные фрукты. Как Вы считаете, возьмут ли эти люди в магазине упаковку, на которой будет указано "продукт содержит генетически модифицированные компоненты"? Генетику они не знают, но читать умеют. Особенно после массированных кампаний против трансгенных продуктов в средствах массовой информации. Выбор, конечно, будет доброволь­ный, но "осознанный" ли он?

Недаром в США маркировка трансгенной продукции добровольна, но если это касается этических вопросов или вопросов безопасности, маркировка обязательна. В то же время другие формы житейской маркировки (например, "органическая", "вегетарианская", "кошер­ная"), осуществляются добровольными организациями.

У нас приняли Закон Украины "О защите прав потребителей", сог­ласно которому продукты, в состав которых входят генетически мо­дифицированные организмы, должны обязательно маркироваться. Правда, воз и ныне там, ничего у нас не маркируется. Такой закон принять проще, чем выполнить. Это не просто взять наклейку и прилепить к пакету. Нужно создать целую систему контроля, обору­довать и снабдить соответствующими реактивами множество доро­гостоящих лабораторий для обнаружения генетически модифициро­ванных компонентов в продуктах, подготовить квалифицированных специалистов. Кроме того, завести отдельные хранилища, элевато­ры, транспорт и многое другое. Все это весьма заметно скажется на цене товара.